«Дорогие отцы, братия и сестры, сегодня мы с вами собрались в этом святом храме прежде всего затем, чтобы прославить Воскресшего Христа и поблагодарить Бога за все Его благодеяния. Обязательно нужно помнить, что Господь ждет от нас прежде всего прославления и благодарения, и лишь только потом — просьб о прощении грехов и о личных наших нуждах. Поэтому каждый вечер люди стремятся в храм, чтобы вместе, общинно прославить Бога, тем самым показывая Богу, что мы на пути спасительном: мы верим в Иисуса Христа, мы стремимся к Нему и мы в Церкви.

Любой человек вне Церкви не сможет понять степень своего духовного состояния. Только когда мы все вместе, мы можем увидеть себя адекватно. Даже когда мы собираемся в храме – казалось, бы, в святом месте — но и здесь из каждого из нас выходит что-то неблаговидное, греховное. И нам нужно, с одной стороны, друг друга терпеть, с другой – изжить из себя все дурное, чтобы не было в нас никакого греха. А все это возможно только в обществе, и потому-то Господь создал Церковь, чтобы мы, как камни на морском берегу, становились красивыми, гладкими и круглыми, стирая друг о друга свои острые углы и избавляясь от гордости – самого главного греха, который человек в себе чаще всего не видит. Именно в Церкви мы учимся становиться Христовыми не только в сердце своем, где можем поддаться иллюзиям под влиянием эмоций: многие люди говорят, что любят Бога и что Бог у них в душе и им помогает и без Церкви. Но это мертвая вера, потому что она не дает плода, потому что плодом может быть только Жизнь Вечная. В Царствие Божие можно попасть только тому, кто стал Христовым.

Что значит: стать Христовыми? Значит, еще здесь, на земле, научиться любить Бога. Еще здесь, на земле, взрастить в себе семя веры. Как в притче о горчичном зерне, которое, будучи самым малым из семян, постепенно вырастает в огромное дерево, в тени которого могут укрыться даже птицы небесные. Так же мы должны взращивать свою веру.

Что значит: смочь войти в Царствие Небесное? В притче о браке Господь напоминает нам, что в праздничное и красиво убранное место не может попасть неопрятный, оборванный и грязный человек. В Евангелии говорится, что тогда подобного человека «извергнут вон», свяжут и предадут наказанию. И в наши дни со свадьбы попросят удалиться того, кто будет неподобающе выглядеть и неподобающе себя вести. В Царствие Божие невозможно пройти «по блату». Если ты Христов – ты туда попадешь. Если не Христов – ты просто там не сможешь быть: ты – инородное тело.

Что еще необходимо нам, чтобы стать гражданами Царства Небесного? В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как ученики спрашивали Иисуса Христа, как бы им сесть от Него в Царствии Божием по правую и по левую стороны. Они хотели удостоиться чести быть рядом с Царем Израилевым, с Сыном Божиим. И Господь объяснил им, что удостоиться такой чести можно только через служение другим, через умаление себя. Если ты сам ставишь себя старшим и стараешься занять почетное первое место за праздничным столом – ты уже получил свои почести от самого себя и вряд ли получишь этого на самом деле – скорее, наоборот, тебя могут пересадить на место пониже. А вот если ты, по словам Евангелия, не стремишься к первенству и скромно займешь последнее место, то в свое время тебя могут пригласить и на почетное место.

Часто люди не понимают настоящего смысла сказанных слов, и Сам Господь являл Собою пример служения другим. На Тайной Вечери, когда среди учеников возник спор о том, кто из них больший среди всех, Господь умывал ноги каждому из Своих учеников, тем самым показывая, как нужно служить. Если мы хотим быть Христовыми, если мы хотим быть гражданами Царства Небесного, мы должны служить друг другу, причем искренне считая себя достойными именно того положения, в котором мы находимся, и стараясь сделать себя подобными Христу.

Часто люди приходят в храм – и не находят здесь «правильного» к себе отношения и ропщут, что кто-то «не так» их встретил, «не так» на них посмотрел, «не то» сказал. А все почему? Потому, что у таких людей слишком много «углов». Приходит такой человек в храм – и считает, что он уже совершил великий подвиг и достоин всяческого к себе внимания и доброго отношения. Конечно, он своими греховными «углами» цепляется за все предметы, задевает людей – ему от этого больно и неприятно, и он часто находит причину, чтобы уйти и обвинить в случившемся всех окружающих: все вокруг виноваты, а вовсе не я такой несовершенный.

А как нужно идти в храм? С настроем: «Прости, Господи! Понимаю, что я достоин всякого наказания за то, что всю жизнь жил без Тебя, без Твоего водительства, без Твоих заповедей. Много согрешил, много сделал нехорошего в жизни. Помоги мне исправиться, исцелиться от моего греха и встать на спасительный путь!». Когда человек входит в храм в таком покаянном настрое, он сам себя смирил до такого кроткого состояния, что, если даже ему кто-то что-то скажет, это ему не будет больно. Он сам поставил себя еще ниже и искренне считает себя достойным и худшего отношения за свои грехи.

Преподобная Мария Египетская, память которой мы сегодня совершаем, — великая подвижница и единственная святая, чтение жития которой Церковь установила обязательным на Божественной службе в храме, — для того, чтобы показать, насколько велик может быть подвиг человека в покаянии и насколько велико милосердие Божие к кающемуся грешнику.

Сегодня в Евангелии мы слышим слова Господа: «Кто много возлюбил, тому прощается много». Надо понять, что Мария Египетская провела в пустыни столько лет не потому, что она не хотела вернуться, а потому, что прежде она возлюбила Бога, осознав свое падение и всем сердцем возжелав исправления. Приняв же Господа, почувствовав, что Он ей помогает, она уже, как та грешница, о которой упоминает Евангелие, постоянно и молча не переставала отирать Его ноги своими волосами. Все время ее пребывания в пустыни, невозвращение ее в мир, неупрощение ее подвига – это все плод ее любви.

Нам с вами остается в жизни своей понуждать себя к Богомыслию, к рассуждению о том, как мы должны жить: прежде всего и больше всего возлюбить Бога, а через эту любовь мы уже полюбим все остальное, всех окружающих. Господь как Солнце: Он на нас светит. А мы как луна: отражаем свет Солнца. У нас нет собственного источника любви. Мы можем только жить любовью Христовой, но для этого нам сначала нужно ее стяжать. К этому непрестанно нужно стремиться, нудить себя и на размышление, и на действие. Царствие Божие «нуждники» получают – те, кто постоянно заставляет себя трудиться, переступать через свое я, через свои страсти, через свое «не хочу».

Давайте будем брать пример с великих подвижников. Нужно так прочитывать их житие, будто ты на их месте. Нельзя просто следить за сюжетом Евангелия или житий. Нужно обязательно думать о том, как бы мы сами поступили, если бы оказались на месте, например, Марии Египетской. И не просто сказать: «Нет, я бы так не смог!». Не этим должны заканчиваться размышления – они должны развиваться в нас. Например: «Что я мог бы сделать, чтобы так, как Мария Египетская, выдержать этот подвиг?». И тогда в своей жизни мы сможем увидеть, с чем в себе нам нужно бороться, от чего отказываться, что стяжать в своей жизни.

Жития святых дают нам великую пользу. Поэтому и «Лествица» святого преподобного Иоанна Лествичника, память которого мы совершали на минувшей неделе, и житие Марии Египетской, читаемое во второй половине Великого поста, — великие образцы для постящихся, стремящихся к к празднику Пасхи. Будем же брать с них пример и, полные сил и решимости, готовиться к Страстной седмице.

Да благословит вас Господь».

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.